Собирать марки – это коллекционирование,
а книги – это образ жизни

Поиск по этому блогу

суббота, 14 апреля 2012 г.

Непрерывный суицид для тебя

Не надо иметь семь пядей во лбу, чтобы убедиться: корпоративная культура – это не просто свод правил поведения в офисе. Для миллионов людей она является суррогатом религии, со своими догмами и заповедями. Причем, упования поклонников корпоративных культов вполне земные – достижения Земного Царства Благополучия, изображенного в скрижалях глянцевых баблоидов, и вера в великую миссию своей компании.
Конечно, служение корпоративному культу сильно напоминает языческое сектантство, но офис высасывает психические и физические соки из человека гораздо медленнее секты. Если офис крупной корпорации – секта, то очень опасная, так как имеет юридическую защиту.
Как бы там ни было корпоративная культура – это ярчайшее деструктивное явление постиндустриального общества, формирующее совершенно нового человека, с моральными и нравственными установками убежденного эгоиста. При этом офис парадоксальным образом удовлетворяет потребность человека в обществе, дает возможность чувствовать себя частичкой общего дела. Манипулирование этими двумя составляющими личности офисного человека позволяет руководителям корпораций превращать его в податливый «материал», подходящий для лепки фактически любого проекта. Некоторые особенности корпоративных культов достойны пристального внимания как уникальнейшие явления.
Позиционирование
Сотрудник, умеющий себя «позиционировать» – ценнейший кадр корпорации. Грамотно себя позиционировать это значит презентабельно выглядеть, бегло разговаривать на офисных русском и английском языках, запрашивать жалование крупных размеров и уметь в любых критических ситуациях сохранять невозмутимость. Поскольку большинство гигантских корпораций торгует не продуктом, а представлением о продукте, следовательно и ценится больше всего не профессионал, а имидж профессионала.
«Позиционеры» – это, как правило, молодые девушки-шаблоны и юноши-метросексуалы с набором поведенческих и речевых клише, соответствующих «молодому человеку с активной жизненной позицией» (см. словарик).
Словарик молодого человека с активной жизненной позицией
Адекватность – умение вести спокойную, непринужденную беседу в тот момент, когда собеседник загоняет вам под ногти иглы.
Активная жизненная позиция – желание трудится до полного физического и нервного истощения, бросаться "из огня в полымя", выполнять любое задание, не задумываясь о вознаграждении за выполненную работу.
Бейдж (устар. ) – личность молодого человека с активной жизненной позицией. Выглядит, как карточка с исчерпывающей информацией о взглядах на мир, стремлениях и идеалах носителя.

Почему именно грамотно позиционирующая себя молодость в фаворе у руководства компании? Отнюдь не потому, что коммерческим партнерам приятнее иметь дело со свежими лицами, не обезображенными интеллектом. И не потому, что молодая поросль более энергична и сообразительна. Просто молодежью легче манипулировать. «Молодой человек с активной жизненной позицией» (далее МЧАЖП) не имеет жизненного опыта, он не ушл, не начитан и не очень хорошо разбирается в людях. Но и это не главное. Основное преимущество МЧАЖПа заключается в том, что его школьные и институтские годы прошли в постсоветские времена. Советское образование, несмотря на его чудовищные недостатки, все же было гораздо более разносторонним, чем нынешнее, построенное на тестах. В целом, психология человека с таким образованием, подобна лошади с зашоренными глазами, способной двигаться лишь в «единственном и верном» направлении под руководством возницы. Такой типаж видит гораздо меньше вариантов своей роли в социуме и возможностей для профессиональной реализации. Его значительно легче заточить в офис на долгие годы, чем человека с широким кругозором.
Оглядываясь на прошлое, следует признать, что советская школа учила и плохому, и хорошему. Но она точно не учила искусству позиционирования. Возможно, советская школа учила притворяться, но только не позиционироваться, так как для позиционирования, в отличие от притворства, необходимо наличие внутреннего вакуума.
Офисный феодализм
Современная корпорация разделена на классические феодальные вотчины – департаменты, которые в свою очередь дробятся на отделы. В каждом феодальном подразделении есть свой синьор и подчиненные ему вассалы. Между такими «графствами» и «княжествами» идет постоянная негласная борьба за покровительство «короля» (президента компании). Основное оружие борьбы, разумеется, интриги и «подставы», ведь корпоративная культура диктует корректное поведение, то есть запрещает ругаться и открыто воевать. Автору этого исследования неоднократно приходилось присутствовать на разного рода корпоративных брифингах и совещаниях, где офисные феодалы, обмениваясь любезностями, приветливо «выпускали друг другу кишки» с помощью замысловато сконструированных ловушек.
Бонус – половой орган молодого человека с активной жизненной позицией. Чем больше бонус, тем более сексуально привлекательна особь.
Газпром – самый счастливый, сладчайший сон молодого человека с активной жизненной позицией.
Дружная молодая команда – группа молодых сотрудников, обладающих активной жизненной позицией. Сфера интересов: суши, 3D-премьера, Бали, фаст-фуд, Евровидение, горнолыжный курорт, фото корпоративных вечеринок, сайт "Одноклассники".

С одной стороны, такая структура губительна для компании, так как междоусобица отвлекает руководителей от внешних проблем. С другой – очень даже продуктивна, так как феодальная раздробленность не дает возможность корпорации объединиться, что крайне опасно для ее президента. Поэтому «королю» ничего не остается, как делать фаворитом то одно, то другое «княжество», которое в такой нестабильной обстановке всегда будет прежде всего сражаться за Государя, рассчитывая на его лояльность.
Кнут и пряник
Иногда менеджеры отдела кадров на собеседовании с соискателями работы устраивают настоящее стресс-шоу. Они грубо прессингуют новичка, демонстрируя его несоответствие с требованиями вакансии, задают отстраненные, запутывающие вопросы, ловят претендента на слове, принуждая к обману, а потом раскрывают этот обман, проще говоря, превращают собеседование в допрос. Когда соискатель оказывается подавлен до нужной степени, интервьюеры вдруг признают его профессиональную пригодность. И если претендент, еле сдерживая слезы, наполняется искренней благодарностью за положительный исход интервью, значит, он проглотил крючок и готов надеть офисные кандалы.
По этой модели работа будет выстраиваться годами. Сотрудника будут периодически бить «фейсом об тейбл», а потом награждать пряником в виде бонуса или маленького повышения.
Клининг-менеджер (или: оператор швабринга) – должность женщины с активной жизненной позицией, пришедшей в ряды молодой дружной команды в пожилом возрасте (после 30 лет).
Корпоративное мероприятие – яростное состязание в лести руководству. Проводится между сотрудниками с активной жизненной позицией
Креатив (маркетинг.) – искусство самого изощренного обмана, разоблачив который, клиент пишет благодарственное письмо.

Самый страшный и окончательный кнут – это увольнение. Однажды автору статьи пришлось редактировать маркетинговое послание для привлечения новых клиентов. Текст письма пугал своей циничностью. Речь в послании шла от лица несчастной молоденькой девушки, которая, якобы, только-только окончила институт и впервые устроилась на серьезную, очень перспективную работу. В солидную компанию, само собой. Несуществующий автор письма умоляла откликнуться на ее послание и сделать заказ товара ради ее будущего. Она стенала, что ее карьера (читай: судьба) в руках у адресата, то есть, у пенсионерки Марьи Ивановны, что именно от ее, Мариванны, отклика зависит дальнейшее счастье (читай: возможность жить) незнакомой Леночки или Даши. Редактор этого письма, ошарашенный мерзостью идеи, предложил еще сильнее надавить на жалость, сообщив адресату, что если тот не откликнется на письмо, то Даша или Лена повесится. Идея была отклонена.
Перспективы профессионального и карьерного роста – загадочное словосочетание, которым расплачивается работодатель с участниками дружной молодой команды.
Позитив – любимая игра молодых людей с активной жизненной позицией. Участник разбегается и со всей силы бьется головой о стену или о толстый ствол дерева. После этого говорит "I,m fine!!!" и улыбается. Побеждает тот, кто скажет "I,m fine!!!" последним.
Пятница (ритуальн. ) – еженедельное удлинение поводка-ошейника молодого человека с активной жизненной позицией.

Шутки шутками, но для многих МЧАЖПов увольнение действительно смерти подобно. Тем, у кого нет опыта работы и полезных знакомств, на самом деле трудно занять место в офисе «брендовой» компании. Но почему МЧАЖПы считают, что свет клином сошелся на их карьере? Потому что они МЧАЖПы. А, вообще, этот вопрос надо задавать жрецам корпоративных культов.
Скорее всего, слезные «письма Даши» действительно воздействуют на клиентов. Ведь каждый из адресатов знает, насколько важно молодому человеку с активной жизненной позицией зацепиться за хорошее место в офисе солидной компании. Почему-то Марьвановне не приходит в голову, что Даша достойна лучшей судьбы, чем быть микробом офисного планктона. Стереотип мышления бьет по голове, как старым, так и малым. Получив письмо с пятнами от слез, пенсионерка Марьвановна судорожно бросается заполнять бланк заказа.
Священные тексты

Журналисты сломали немало перьев, описывая ритуалы и обряды корпоративного культа. Все мы слышали о всяких речевках, хороводах, заклинаниях и прочих офисных изобретениях. Однако воздействие письменного слова все-таки сильнее устного. Особенно для тех, кто пытается найти оправдание своим, мягко говоря, бессмысленным будням. Для них и печатают корпоративные скрижали: плакаты и листовки с разного рода заповедями.
Однажды автор статьи по заданию отдела кадров, словно господь бог на каменных плитах, начертал на листке из школьной тетради основы миссии компании и получил за это премию – тысячу рублей.
Скрижали объясняли понятия: «Я», «МЫ», «КОМПАНИИЯ», «НАША МИССИЯ». Двухметровая доска с этими заповедями и сегодня, пожалуй, висит у входа в офис компании.
Совок – читатель книг. Самый жуткий диагноз для молодого человека с активной жизненной позицией. Клеймо, ставящее крест на карьере.
Стрессоустойчивость – умение утереться после полученного плевка в лицо, улыбнуться и продолжить дальнейшую работу, в соответствии со своей активной жизненной позицией.
Умение принимать самостоятельные решения – готовность взять на себя ответственность за кого-то, то есть стать крайним. Чтобы потом, проявив стрессоустойчивость (см. выше), улыбнуться и продолжить дальнейшую работу, в соответствии со своей активной жизненной позицией.

Сама по себе идея священных писаний в корпоративных культах не нова. Но руководство компании, где выпало работать автору, решило эту идею радикально, как говорил Михаил Сергеевич, углУбить.
Как-то раз все сотрудники компании, за исключением уборщиц, поваров и охранников, выехали на так называемое «корпоративное мероприятие». На природе им предстояло пройти множество испытаний, по мнению руководства благоприятствующих моральному сплочению коллектива. Там, на лесной полянке, было довольно весело: грузные женщины-руководители, с помощью своих починенных, как гигантские баулы, переваливались через высокие заборы-препятствия, молодые девушки решительно ныряли с возвышения в море мужских рук… За каждое преодоленное препятствие команда получала приз – частичку пазла-гиганта. Последним состязанием между командами было составление суперпазла на скорость. Когда пазлы были собраны, участники корпоративного мероприятия увидели знакомые всем скрижали, только десятикратно увеличенные формулировки:
«Я», «МЫ», «КОМПАНИИЯ», «НАША МИССИЯ»
Обожествление лидера
Определение понятия «секта» – тема не утихающих споров. На самом деле, все довольно просто. Секта – это изолированное общество, исповедующее определенный культ, лидер которого считается божеством и члены которого обязаны привлекать новых участников. При этом, естественно, каждый участник должен вносить в пользу божества посильную материальную лепту. В этом отношении офис можно признать стопроцентной сектой. В корпоративных культах на алтарь божества приносится не жилплощадь и финансовые сбережения, а психическое и физическое здоровье сотрудника. Трудно поверить, что образованный «молодой человек с активной жизненной позицией» способен поклонятся живому идолу. Но это так.
На одной из новогодних корпоративных вечеринок автор был свидетелем следующего события. Гвоздем программы стало объявление «Человека Года». Выбор проводился заранее, всеобщим тайным голосованием. Перед объявлением победителя почти полторы тысячи человек замерли в томительном ожидании: «Кто же он, Человек Года?». Ко всеобщему восторгу, подогретому шампанским, Человеком Года стал… президент компании! И это случилось восьмой раз подряд. И восьмой раз сотрудники искренне радовались победе своего кумира. Все это происходило на полном серьезе, без микроскопического намека на новогоднюю игру. И сам растроганный победитель воспринял присуждение почетного титула – как заслуженную награду.
Харизматичность – умение оператора газовой камеры быть дружелюбным, внимательным и чутким к своим жертвам. Его способность вызывать у очереди, стоящей в душегубку, самые теплые эмоции и искреннюю симпатию.
Я – образ-трафарет молодого человека с активной жизненной позицией. Формируется рекламой, Голливудом, цветными таблоидами.
Я (устаревш., совк.) – крохотный эволюционный атавизм, типа копчика. Сведения о предназначении исчезнувшего органа утрачены.

Порой офисное сектантство оборачивается непредсказуемыми курьезами. Так в рамках одной компании, обладающей всеми признаками тоталитарной секты с привкусом криминала, вдруг образовалась еще одна секта… На сей раз протестантского толка. Это поломало всю структуру компании, ведь членами внутреннего сектантского кружка стали сотрудники самых разных эшелонов власти и феодальных объединений предприятия.
Три раза в день необаптисты собирались в определенном кабинете и молились Иисусу Христу за процветание своей компании, изготавливающий пищевой продукт из некачественного сырья и ловко уходящей от уплаты налогов.
Президент компании эту ситуацию никак не мог изменить, потому что среди «христиан» находились ключевые люди организации, включая финансового директора.
Кто виноват и что делать?
Все вышеописанное – лишь малая толика тех ухищрений, с помощью которых руководители крупных корпораций надевают своим сотрудникам на шею хомут рабского, психически выжигающего труда. За пределами статьи осталась, например, практика закрепощения сотрудника с помощью банковских кредитов, охотно выдаваемых в офисах. Стоит признать, что не во всех предприятиях-гигантах исповедуется корпоративная культура. Но таковых в условиях глобализации становится все меньше и меньше. Компании, где каждый работник не является хорошо смазанной, контролируемой шестерней, обречены на проигрыш в конкурентной борьбе. Сегодня на наших глазах происходит всеобщая стандартизация, утилитаризация и опосредование. Все чаще мерилом человеческих и профессиональных качеств личности становится тест. В этой ситуации противодействие корпоративной культуре, «прописывающей» каждый шаг и движения человека, фактически невозможно.
Но оно невозможно лишь до тех пор, пока МЧАЖПом руководит сознание муравья. Как только в нем проснется личное «Я», сразу же возникнут вопросы: а для чего ЭТО ВСЁ НУЖНО? Кому выгоден этот спектакль? Зачем я здесь? Почему нормальная жизнь с ее загадками и чудесами проходит мимо, где-то за стенами офиса?
Возможно, пробуждение самосознания личности не сразу приведет к замене корпоративной культуры на культуру обычную, человеческую. Но по крайне мере идолы корпоративных культов будут вынуждены считаться со своими подчиненными и обращаться с ними, как с людьми, а не с МЧАЖПами.
Часкор

Комментариев нет: