Собирать марки – это коллекционирование,
а книги – это образ жизни

Поиск по этому блогу

четверг, 15 октября 2009 г.

Премия по экономике: Уильямсон и Остром

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ, СТАРЫЙ И НОВЫЙ
Институционализм – это направление в экономической теории, которое развивалось еще с начала прошлого века, но в форме так называемого старого институционализма. Самый известный его представитель – автор «Праздного класса» Торстейн Веблен. В чем сильная сторона старого институционализма? В том, что сторонники этого течения ставили весьма актуальные для того времени проблемы: власти, политики, экономики и т.д.
В чем слабая сторона? К сожалению, все их исследования носили вербально-критический характер и собственно экономического анализа институтов – правил, которые действуют в экономике, в обществе – они не давали.
В 60-е годы прошлого века начало развиваться другое направление в экономической науке, которое получило название «новый институционализм», или «новая институциональная экономическая теория». Предмет – тот же самый, те же правила, которые существуют в экономике, и которые управляют, воздействуют на экономическое поведение, эффективность, на фирмы, граждан и т.д. И вот к этому старому, известному предмету новые институционалисты применили, если можно так сказать, почти стандартный экономический анализ, то есть то, чем занималась вся основная экономическая наука, мейнстрим, неоклассика (она известна под разными именами). Родоначальником этого направления стал Рональд Коуз, который в 1937 году опубликовал статью «Природа фирмы», а в 1991 получил Нобелевскую премию по экономике «за открытие и прояснение точного смысла транзакционных издержек и прав собственности в институциональной структуре и функционировании экономики». В 1993 году Нобелевскую премию в этой же области получил Дуглас Норт – представитель новой институциональной экономической теории, который занимался экономической историей, «за возрождение исследований в области экономической истории, благодаря приложению к ним экономической теории и количественных методов, позволяющих объяснять экономические и институциональные изменения». А вот нынешние лауреаты, которые тоже принадлежат к этому направлению нового институционализма, знамениты другими вещами.
ОЛИВЕР УИЛЬЯМСОН
В середине 70-х годов у нас был переведен его объемный труд: «Экономические институты капитализма». В оригинале книга вышла почти на 10 лет раньше и пользовалась за рубежом большим спросом. В своем исследовании Уильямсон исследует, фактически, лишь один из этих институтов – контракты: роль контрактов, защита контрактов и их эволюция, как они влияют на функционирование фирм, и т.д. Основной акцент, который он делает в своих исследованиях, – это функционирование фирм и контрактная теория, контрактный подход. Это человек, безусловно, известный, классик в своей области.
ЭЛИНОР ОСТРОМ
В 70-е годы она занималась и общей теорией институтов. Последние 20 – 30 лет возглавляет «Центр Исследовательских Интересов», который исследует проблему управления благами общего доступа. В 50-е годы у экономистов это носило название «Проблема трагедии общего». Общего в том смысле, что это ресурс, которым пользуются многие и который не может быть разделен между ними, как частная собственность. Почему трагедия? Этот термин «tradegi of common» ввел известный экономист Гаррет Джеймс Хардин. Под этим подразумевается проблема переиспользования общих ресурсов. Данная проблема возникает из-за издержек в договоренностях между разными пользователями одного и того же ресурса. Вот отсюда и трагедия. Последние два – три десятка лет «Центр Исследовательских Интересов» Остром занимается поиском практических решений такого рода проблем. Ее центр занимался исследованием водных ресурсов в Юго-Восточной Азии, проблемой земли в Африке и Латинской Америке, – везде, где есть подобного рода проблемы с общими, жизненно важными ресурсами. Остром, в свою очередь, внесла принципиально важный вклад в решение управления общими ресурсами, которые встречаются абсолютно везде. Данный выбор, с моей точки зрения, как человека интересующегося и занимающегося институциональной теорией, – совершенно оправданный. Новая институциональная экономическая теория является введением в экономическую теорию и проблему создания институтов и изменения институтов, которые во многом определяют эффективность использования ресурсов. Мы можем обладать множеством полезных ресурсов, но если правила их использования устроены плохо, толку нам от них не будет никакого.
Выбор кандидатур на Нобелевскую премию по экономике более чем оправдан. В отношении Уильямсона, наконец, восторжествовала справедливость. Когда свою премию получал Норт, был выбор между ним и Уильямсоном, но в итоге премию дали Норту, а сейчас награда все-таки нашла своего героя. Остром, и вправду, – единственная дама среди экономистов, получившая эту премию и, на мой взгляд, она ее заслужила на все100%. Сегодня она является единственным живым, здравствующим и плодотворно работающим классиком среди неоинституционалистов.
Экономическая наука многолика. Премии в этой области получали и неоклассики, такие, так формалисты, получали премии люди, которые занимались исследованиями на стыке психологии и экономики – поведенческой экономики. Это все важные, интересные направления, которые помогают лучше узнать ту экономическую реальность, в которой мы живем, но плотность среди премий в области новой институциональной экономической теории вполне оправданна и отражает ее актуальность, ее роль нынешнюю и положение в перспективе.
slon.ru

Комментариев нет: