Под социально значимыми идеями я понимаю демократические и либеральные ценности: права человека, плюрализм, толерантность. Социальные медиа — это блоги (ЖЖ, Twitter и др.) и социальные сети (Facebook, Vkontakte и др.).
Так вот, проблема в том, что эти идеи продвигать или некому, или они не находят поддержки у целевой аудитории. Так, без «нелегальных» средств привлечения людей в группу «Вконтакте» «Молодёжь и толерантность» (ведут волонтёры Центра межнационального сотрудничества) за год постоянной работы туда пришло немногим более 400 человек. И эти люди почти не обсуждают проблемы и новости, не приходят на тренинги, если их позовёшь. Они просто состоят в группе. Зато группу часто навещают разнородные националисты, в том числе псевдоинтеллектуалы. Они без всякой внешней мотивации (вроде денег или других благ) тратят собственное время на то, чтобы опровергать эти самые ценности или оскорблять модераторов.
В чём дело? Националистические идеи, например, поддерживает та молодёжь, которая не утруждается ни серьёзной учёбой, ни работой. В основном это молодые люди от 15 до 25 лет. Лозунги вроде «Россия для русских» вместе с соответствующей аргументацией очень просты для понимания, так же как механизмы для решения сложных проблем: «Всех чурок в горы!»
Что делают правозащитники
Подобная ситуация не может не беспокоить правозащитников. 13 декабря этого года прошёл круглый стол Московской Хельсинкской группы «Развитие новых медиа и гражданское общество».
Активисты антидискриминационных организаций декларировали, что сейчас в их среде кризис идей и кризис разговора с аудиторией. Поэтому нужно демифологизировать работу правозащитников с помощью социальных медиа. Ведь граница между онлайн- и офлайн-реальностью стирается и информацию из интернета теперь можно конвертировать в действие.
Специалисты пытались понять, чего же хотят добиться, в чём цель работы в новых медиа. Всё-таки нужно транслировать идеи и привлекать людей к их обсуждению или пытаться вербовать себе сторонников? Здесь возникает вопрос: а достаточно ли эта информация внятно и понятно изложена и адаптирована для аудитории? Ведь сейчас правозащитники делают рассылки и выпускают доклады для своих же: это просвещение просвещённых. Поэтому нужно изменять контент и больше работать в социальных сетях и блогах. «Блоги помогают разгерметизировать реальность», — считает Артём Марченков изМолодёжного правозащитного движения. Это самый дешёвый и доступный способ работы.
Это также отличный способ выйти на большую аудиторию без посредничества журналистов, которые, по мнению руководителя «Кавказского узла» Григория Шведова, часто перевирают информацию. Отныне журналисты должны бегать за правозащитниками, а не наоборот.
Вот ещё вопрос: нужно привлекать лидеров общественного мнения, чтобы они помогали транслировать эти идеи, или самим становиться такими лидерами? Притом что уже есть десятки популярных блогеров, не относящих себя к правозащитникам, но придерживающихся тех же ценностей. Так, большой список можно найти на сайте «Права человека в России». Из этих людей нужно создавать сообщество.
Способы привлечь аудиторию
Среди способов привлечения аудитории эксперты отмечают создание и распространение видеороликов: благодаря современным технологиям видео может сделать любой желающий. Но что самое главное — его легко распространить, не прибегая к старым способам вроде телевидения.
И конечно, социальные сети. Что интересно аудитории там? Адекватный контент: простые, понятные, короткие тексты с доступной аргументацией. С музыкой, теми же видеороликами, социальной рекламой, картинками (плакаты, листовки). Но что важно — там, как и в блогах, нужно постоянно поддерживать активность.
Для людей важно, чтобы владелец блога был, во-первых, экспертом в своей области, а во-вторых, индивидуальностью. Журналист и блогер Елена Калужская говорит, что человеку так или иначе хочется увидеть анализ того огромного потока информации, который на него сваливается: «Обычную информацию никто не читает, человек в первую очередь интересуется другим человеком». Она привела в пример блог Татьяны Красновой, где та рассказывает истории людей, которым нужна помощь, и благодаря этому собирает для них средства.
А дальше?
Вот вы получили аудиторию, но что с ней делать? Энергию людей нужно канализировать, считает Шведов. Так, кроме Amnesty International, правозащитные организации не могут предложить своим волонтёрам ничего интересного: это секретарская работа или поход на митинги, которые будут разогнаны дубинками.
Неплохую идею придумали создатели social camp. Это баркэмп-конференция, на которой блогеры встречаются и обсуждают, как интернет-технологии могут помогать в гражданской активности. И как в конце концов можно изменить ситуацию.
Думаю, социальные медиа должны работать в первую очередь с теми, кто ещё сомневается, как ему относиться к приезжим и к фактам нарушения прав человека. Потому что эти люди ещё готовы вести адекватные дискуссии и прислушиваться к разумным аргументам.
chaskor
Собирать марки – это коллекционирование,
а книги – это образ жизни
Поиск по этому блогу
воскресенье, 6 февраля 2011 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий