Критик с мировым именем, искусствовед, куратор и писательница Анда Роттенберг
это сказал известный куратор Харальд Зеемана: «Люди узнают искусство преимущественно не глазами, а ушами. То есть сначала вы слышите о ком, и только потом понимаете, что перед вами - шедевр или посредственность. В мире очень мало людей, которые разбираются в искусстве, когда просто смотрят на работу. Большинство зрителей смотрят и не видят, и им нужны подсказки.
Имеют польские критики и кураторы совместный интеллектуальное пространство для дискуссий, я имею в виду влиятельные журналы или порталы, и находят их идеи отклик в широких кругах?
Сейчас у нас с этим не все в порядке. Существует будто два уровня, один слишком интеллектуальный, на высоком уровне - это диссертации, монографии по истории и философии искусства. Им пользуется крохотная аудитория, состоящая из профессоров и специалистов. И их полемики никак не переносятся на общество. Есть критики, которые пытаются что-то выяснить на уровне общества, но их очень мало. Сначала их читают редакторы газет, а вы же знаете - если редактор чего не понимает, то этот материал не дойдет до читателя. Также есть каталоги, и сегодня каталоги - это самое главное, ибо они дают представление о творчестве художников для широкого круга, они имеют общую ось. Иногда узкие интеллектуальные круги пересекаются и отрабатывают общий дискурс на симпозиумах.
Кроме того, у нас появилось новое издание новых молодых левых, которые не имеют ничего общего с коммунистической системой. И они показывают, как можно мыслить социалистически, но совсем в ином плане. Это очень живое среду и они издают журнал «Политическая критика». Там работает Артур Жмиевський, с ними работают известные художники Михал Сиско, Йоанна Райковский - художники-революционеры, которые стали новыми идеологами нового общественного пространства. Это очень здоровая ревизионистская тенденция на фоне общей правизны в Европе.
А как часто польские молодые художники используют публичное пространство, или они выходят за рамки галерей?
У нас многое вешают на заборах и это заборные искусство продают туристам. Настоящие же современные художники на заборы не идут, поскольку это типичное место для китча. Но многие выходит в открытое пространство с другой миссией, где сознательно и активно действует своими интервенциями. Например, акция, когда вместо билбордов с рекламой художники развесили изображения, ни к чему не призывают и ничего не продают. Это продолжалось недолго, так рекламные места быстро выкупили коммерческие структуры.
Интереснейшими акциями становятся вмешательства в жизнь общества, которые надолго врезаются в память. Например, одна польская художница - Йоанна Райковский - поставила в центре Варшавы на перекрестке главных улиц дерево. Она получила все разрешения и поставила искусственную пальму (пальмы в Польше, конечно же, не растут. Это начало улицы, что называется «Иерусалимские аллеи». Далее автор сделала открытку «Привет из Иерусалимских аллей» и вокруг этого дерева возникли общественные дискуссии - зачем оно нам, почему она здесь стоит и т.д. Вот уже шестой год стоит. Народ начал о ней заботиться, после зимы менять листья, все до пальмы очень привыкли.
Также Райковский решила затронуть трудную тему. В заброшенной части города, где размещены еврейские дома и католический костел, в котором ведется антисемитская деятельность, она возобновила небольшую рекреационную зону с озером и назвала это место Oxygen, чтобы впустить свежий воздух в этот конфликтный пространство. Понемногу начали приходить на отдых люди в нарядных шляпках. Они поняли, что это часть их жизни. И хотя позже муниципалитет утвердил несколько иной проект сквера, в костеле таки заменили священника, там перестали продавать антисемитские издания. Таким образом художественный проект повлиял не только на ландшафт, а способствовал превращению самого общества....
В Польше более сдержанные, никто не машет перед глазами дорогими проектами. Здесь никому бы не пришло в голову устраивать выставку Дэмиена Херста. Польские критики и искусствоведы хорошо знают, кто такой Херст.Пресса очень остро и резко реагирует на подобные проекты. У нас даже самые богатые и наглым миллионеры считаются с мнением общества. Один наш миллионер профинансировал вуз и повесил в его коридорах картины из своей коллекции: «Если люди хотят быть образованными, пусть также учатся на лучших образцах искусства».
Полностью читать здесь
Собирать марки – это коллекционирование,
а книги – это образ жизни
Поиск по этому блогу
пятница, 22 апреля 2011 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий