Мы привыкли к определенной (в основном — положительной) системе суждений об интернете. Но есть и другие точки зрения. F5 отобрала четыре книги, каждая из которых — интересный, необычный и часто непопулярный взгляд на то, что происходит в Сети.
Главный рубильник: взлет и падение информационных империй
(The Master Switch: The Rise and Fall of Information Empires)
О чем это: Книга описывает цикл превращения открытых инновационных компаний в закрытые монополии. Автор анализирует историю крупнейших коммуникационных учреждений и приходит к выводу, что все они рано или поздно превращаются в корпорации, которые противодействуют развитию технологий.
Автор: Тим Ву, профессор и преподаватель права Колумбийского университета, глава совета директоров некоммерческой организации Free Press (выступает за реформу СМИ в США). Входит в число 50 лидеров в области науки и техники по версии журнала Scientific American. Главная работа Ву — теория сетевого нейтралитета, согласно которой держатели информационных каналов должны равно относиться к любому контенту, сайтам и платформам. Постулаты сетевого нейтралитета поддерживают Google и eBay.
1. Информация определяет основные настроения нашей эпохи, она формирует среду и характер общества. Именно это имел в виду бывший президент CBS News, когда сказал, что свобода слова находится в руках того, кто управляет "главным рубильником". Интернет — не первая информационная технология, которая навсегда изменила мир. Он — звено в цепи открытых медиа, которые со временем превратились в закрытые и управляемые отрасли. Типичный цикл развития любого высокотехнологичного прорыва выглядит так: открытие, революция, а затем — строгий контроль корпораций или картелей. Этот путь уже прошли радио, телефония, телевидение.
2. В конце XIX века Western Union была единоличным владельцем единственной телеграфной сети в Америке. Соизмеримым влиянием пользовалось агентство Associated Press, которое являлось единственным источником новостей. В сотрудничестве с Республиканской партией и сочувствующими изданиями они сделали все возможное, чтобы президентские выборы выиграл кандидат от республиканцев: замалчивали любую критику, слагали хвалебные тексты. Канал связи, управляемый заинтересованными людьми является мощнейшим политическим инструментом. Особенно в том случае, когда альтернативных путей доставки сообщений не существует.
3. Сегодня между Apple и Google пролегла пропасть: первая желает полностью контролировать свой канал доставки информации, в то время как вторая работает проводником контента. У Apple есть все шансы стать новой империей зла от информационных технологий (в феврале стало известно, что в App Store отныне действует единая система подписки, которая полностью контролируется Apple. — F5). Главным бизнесом Google остается поиск, устойчивость компании обеспечивает сама структура интернета: Google передает контент, который создается миллиардами людей, и общается со своими пользователями по каналам, которые принадлежат другим компаниям. Провайдеры теоретически могут уничтожить интернет-гиганта, просто дернув тот самый рубильник.
4. Google явно понимает свои слабые стороны, поэтому старается все меньше зависеть от третьих лиц. Отсюда релиз ОС Chromium и Android, а также план строительства собственной оптоволоконной сети. Являясь, по сути, открытой структурой, Google четко следует описанному циклу: ведомая своими интересами, компания стремится полностью контролировать систему в ключевых точках. Если сторонники централизованного управления победят, то информация будет контролироваться технологиями XXI века и интегрированной корпоративной структурой XX века. Ву выступает за принцип разделения: создатели информации, владельцы информационной инфраструктуры и те, кто управляет доступом к контенту, должны существовать раздельно. Если этого не произойдет, мир в самое ближайшее время рискует лишиться WikiLeaks, "РосПила" и героических блогеров.
Манифест новой экономики: вторая невидимая рука рынка
О чем это: Подробная характеристика новой экономики и принципа действия второй невидимой руки рынка (которую породил интернет). "Манифест новой экономики" издан по лицензии Creative Commons: привычное бумажное издание продается за деньги, но книгу можно бесплатно скачать с официального сайта автора (adolgin.ru). На сегодня количество скачек перевалило за 25 000.
Автор: Александр Долгин, профессор экономики, аналитик, писатель и предприниматель. Учредитель Открытого конкурса исследовательских проектов в области экономики и социологии культуры. Заведует кафедрой прагматики культуры Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики". Управляет рекомендательным сервисом "Имхонет" (imhonet.ru), которым пользуются более 600 000 человек. Его книга "Экономика символического обмена" вышла в 17 странах мира.
1. Существующие информационные технологии активно меняют привычные законы рынка. Рождается так называемая новая экономика. Ее характерной чертой является опережающий рост затрат, связанных с обработкой информации, по сравнению с затратами на изготовление товаров. Проще говоря, изготовить товар в наши дни дешевле, чем продать его. Резко повышается доля нематериальных, неутилитарных благ в структуре потребления. При этом цена вещей все меньше связана с их реальной ценностью, а предметы выходят из употребления задолго до их реального износа.
2. Одним из ключевых понятий новой экономики, ее строительными ячейками станут клубы, сообщества и коммуникативные круги. Их назначение — удовлетворять потребности человека в качественных коммуникациях. Вся информационная экономика работает на создание клубов. При этом каждому отдельно взятому человеку необходим не один клуб, а несколько — по числу интересов и граней личности. Субъективное высказывание в эпоху новой экономики превращается в продукт, ценный для членов клуба, который параллельно формируется с помощью подобных высказываний.
3. Величайшим достижением экономической мысли было открытие принципа действия невидимой руки: потребитель видит цены и выбирает то, что дешевле и лучше. Производитель тоже анализирует цену и решает, сможет ли он произвести товар с достаточной для себя прибылью. Включается конкуренция вида "лучше — дешевле", что работает на благо общества. Вторая невидимая рука рынка — механизм, порожденный развитием IT-технологий, интернетом и подешевевшими коммуникациями. В основе этого механизма наблюдение не за ценами, а за тем, кто какие товары покупает, для каких целей и с каким эффектом.
4. Сегодня трудно определить качество продукта, потому что его цена диктуется не реальной полезностью, а маркетингом и брендингом. Эту проблему призвана решить благодарственная система оплаты. Товары и услуги будут отпускаться без денег в расчете на то, что за них заплатят по факту использования. Вознаграждение остается добровольным актом, его сумма остается на усмотрение потребителя. Долгин уверен, что будущее новой экономики будет держаться именно на благодарственной системе взаимоотношений.
Верхогляды: что интернет делает с нашими мозгами
(The Shallows: What the Internet Is Doing to Our Brains)
О чем это: Книга высказывает непопулярную мысль о том, что интернет, Facebook и Twitter меняют структуру нашего мышления не в лучшую сторону. Люди потеряли способность к концентрации, разучились читать длинные тексты, а миром правит клиповое сознание и эпизодический контент.
Автор: Николас Карр, американский писатель и публицист, член редакционно-издательского совета энциклопедии "Британника", входит в руководящий совет программы Всемирного экономического форума по облачным вычислениям. Известен благодаря своему бескомпромиссному взгляду на пагубное влияние прогресса на человеческий мозг, культуру и процесс познания. Ведет блог roughtype.com.
1. Новые технологии всегда влияли на то, как мы думаем. Например, до появления географических карт для определения местоположения человеку приходилось опираться на органы чувственного восприятия — зрение, слух и т. д. Благодаря картам чувственное восприятие заменилось абстрактной картинкой, эта ситуация изменила структуру нашего мышления. Схожий эффект на мозг оказало изобретение механических часов: люди стали воспринимать время как последовательность дискретных, измеримых величин. Книга заставила нас быть более внимательными и вдумчивыми. Чтение — принципиально новый тип умственной деятельности, потому что для мозга не характерно игнорирование отвлекающих факторов. Концентрации человека научила именно книга.
2. Человеческий мозг обладает разными механизмами адаптации к изменившимся обстоятельствам. Один из них — укрепление синоптических связей между нейронами, которые задействованы при использовании конкретного инструмента или технологии. Меняются нейрохимические связи в мозге: клетки мозга взаимодействуют между собой при помощи электрических сигналов, которые активируются при обмене химическими элементами, нейротрансмиттерами. При использовании определенного инструмента электрохимические сигналы в синоптических связях усиливаются. Другой механизм - анатомические изменения: появляются новые нейроны, которые встраиваются в систему. Мозг всегда стремится к максимальной эффективности: усиливая одни проводящие пути, он ослабляет другие (те, что используются при старых моделях мышления и поведения). C одной стороны, мы усваиваем новые методы, а с другой — утрачиваем старые.
3. Интернет — относительно недавнее изобретение, которое уже повлияло на работу нашего мозга. В интернете мы постоянно имеем дело с огромным количеством информации, с необходимостью то и дело отвлекаться, чтобы, например, ответить на сообщение. Интернет-сервисы улучшают зрительное восприятие, способность замечать расположение объектов и усваивать массивы информации. Вместе с этим мы теряем умение сосредоточивать внимание в течение длительного времени. Проблема в том, что концентрация лежит в основе работы нашей памяти — благодаря концентрации информация из краткосрочной памяти передается в долгосрочную. Умственные способности развиваются, только когда мы связываем новую информацию с другими фактами и пережитым опытом.
4. Если вы хотите изменить то, как работает ваш мозг, — измените образ мышления. Небходимо найти время на более вдумчивое чтение, абстрагируясь от всех отвлекающих факторов (смартфоны, Twitter, Facebook). Но новые технологии очень глубоко проникли в процессы взаимодействия между людьми. Мы все чаще сталкиваемся с тем, что начальство и коллеги предпочитают общаться при помощи электронной почты, SMS, Skype. Попытка отказаться от них вполне может стоить кому-то карьеры. То же касается и общественной жизни: если все ваши друзья договариваются о встречах и планах в социальных сетях, то отказ от них грозит социальной изоляцией.
Сетевая иллюзия: темная сторона интернет-свободы
(The Net Delusion: The Dark Side of Internet Freedom)
О чем это: Белорусский журналист вводит термин "iPod-либерализм" и публично критикует расхожее мнение о том, что интернет и современные технологии помогут воцарению демократических ценностей по всему миру.
Автор: Евгений Морозов, проживающий в Америке белорусский журналист, блогер, преподаватель Стэнфордского университета. Ведет англоязычный блог Net Effect (neteffect.foreignpolicy.com). Его тексты о том, как авторитарные режимы ставят интернет себе на службу, публикуют Wired, The Economist, Newsweek.
1. Доктрина Google — убежденность в том, что освобождающая сила технологий, подкрепленная жгучим желанием жителей Силиконовой долины попасть в список борцов за свободу, — проникает в риторику современных политиков. Эта ситуация усугубляется слепой верой в эмансипирующую природу онлайн-коммуникаций. Кибер-утописты планировали построить новую, улучшенную версию ООН, но у них в итоге получилось что-то вроде цифрового "Цирка дю Сюлей": диктаторы прекрасно используют Сеть для наблюдения и контроля за своими гражданами.
2. Наблюдая попрание демократических ценностей и свобод в Беларуси, Морозов связался с западными неправительственными организациями, которые ставили своей задачей популяризацию демократии в странах бывшего СССР с помощью интернета. Полицейским дубинкам и камерам наблюдения Морозов и его друзья намеревались противопоставить блоги, Wiki-сайты и соцсети. Но велеречивые тезисы и западные стратегии провалились: блоги не помогли демократии воцариться ни в Беларуси, ни в России. Напротив, государственные службы оценили потенциал Сети и начали эксперименты с интернет-пропагандой и цензурой.
3. В качестве самого яркого примера Морозов приводит зеленую революцию в Иране (многочисленные акции протеста против результатов выборов, согласно которым президентом был переизбран Махмуд Ахмадинежад. — F5). Запад быстро связал эти выступления с освобождающей и демократической силой Twitter. На самом деле нет никаких доказательств тому, что микроблог с птичкой в логотипе вывел людей на улицы Тегерана. Наоборот, после того как беспорядки были подавлены, иранские спецслужбы использовали Facebook для опознания организаторов протеста.
4. Экзальтированное отношение Запада к интернету приводит к обратным результатам: чем больше политики и медиа говорят о том, что блогеры способны устроить революцию, тем выше шансы, что авторитарные режимы возьмутся за контроль и освоение этих территорий. Стоит скомпрометировать безопасность одного цифрового активиста, как грамотные спецслужбы вскроют всю его контактную сеть с помощью соцсетей и доступа к электронной почте.
5. В интернет-битве за демократию пока явно побеждает авторитарный режим. В России Twitter Медведева используется PR-службой в качестве фальшивой интернет-приемной. Кремлевскую интернет-пропаганду возглавляет Константин Рыков, известный в 90-е своим контркультурным порталом fuck.ru. Десять лет спустя его агентство New Media Stars запускает проекты вроде zaputina.ru, а сам он является одним из основателей прокремлевского портала russia.ru. На сегодня интернет-политика Кремля выглядит куда успешней и продуманней, чем действия его противников (4 февраля стало известно, что в России создается служба интернет-мониторинга экстремизма. — F5).
Собирать марки – это коллекционирование,
а книги – это образ жизни
Поиск по этому блогу
понедельник, 14 февраля 2011 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий